Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 03:52

МБОУ Ерофеевская ООШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психологическая атмосфера на уроке

Психологическая атмосфера на уроке: с чего начать и как поддержать

В настоящее время в области педагогики и психологии много говорится о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Педагогическаяв школе осуществляться в разных формах, среди которых урок является основной формой обучения. И здесь зависит от учителя: насколько будет эффективным урок и процесс обучения в целом. Наличие или отсутствие благоприятного психологического климата оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учится, и в итоге - на его успеваемость.Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Благоприятная психологическая атмосфера урока необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде.

Сегодня мы поговорим о том, как создать атмосферу доброжелательности и комфортаи как поддерживать в ее течение всего урока.

Первое, о чем нужно помнить — это то, что мы воспринимаем мир при помощи чувств. Чувства – это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувства являются нашим эмоциональным откликом на внешние воздействия. Если учитель ведет себя беспристрастно, не проявляет своих эмоций, то на уроке устанавливается будничная, серая обстановка, которая снижает внимание детей, а значит и эффективность урока. К примеру монотонность речи, где отсутствуют эмоции может вызвать дремоту (мы видим фото, где депутаты на заседании Госдумы мирно дремлют в своих креслах. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношения, учащихся к учению. Под доброжелательной атмосферой Антон Семенович Макаренко подразумевал мажорный «стиль» и «тон» общения. Например, обращаясь у к учителям он говорит: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу вобью, вашу культуру, вашу личность». Он считал, что этому надо учиться. Овладеть культурой слова необходимое условие профессионального становления учителя. Российский ученый в области педагогики, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета говорит, что когда постоянно находиться в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, поучать, то нужно немалое мужество, чтобы сказать себе: «Этому мне надо научиться, а от этого надо себя отучить».

Нужно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Он зависит от того как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет.

Гуманность на современном уроке учитель может проявлять обращаясь с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщение, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в и жни. Учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.

Рассмотрим факторы, способствующие благоприятному психологическому климату на уроке:

  1. Учитель должен входить в класс с хорошим настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться в детьми, общаться в доброжелательной форме.
  2. Любое эмоциональное состояние, даже если оно негативно можно выразить в деликатной форме.
  3. Учитель должен знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность чтобы увидеть особенности учеников и учитывать в ситуациях науроке (например: упрямого ребенка не стоит пытаться заставить что-то сделать во чтобы то ни стало.Это может вызвать конфликт и озлобленность ребенка, и потом с ним сложно будет наладить контакт.) Одним из «взрывоопасных» этапов урока является регулирование дисциплины учащихся и оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение или поощрение могут быть по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой. Это важно и для самого ученика и всего класса.
  4. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков.
  5. Приходить в кабинет желательно до звонка. Убедиться все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
  6. Не тратить время на поиски страницы в учебнике, лучше вложить закладку между страницами. Приучить дежурных оставлять на столе учителя запуску с фамилиями отсутствующих учащихся.
  7. Начинать урок энергично. Не задавая вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок вести так, чтобы каждый учение с начала и до конца был занят делом.
  8. Увлекать учеников содержанием материала, контролировать темп урока, помогать «слабым» поверить в свои силы. Держать в поле зрения весь класс. Особенно следить за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращать сразу попытки нарушить ритм урока. Обращаться чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  9. Мотивируя оценки знаний, сказать ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  10. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворённости от результатов труда на уроке. Постараться заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, на делать это не часто.
  11. Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживаться от излишних замечаний.
  12. Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справляться.
  13. Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивать его, искать разумные пути его разрешения.
  14. Помнить слова Николая Александровича Добролюбова о том, что справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Таким образом, благоприятный климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Примеры положительных эмоциональных настроев на уроках

Этап оргмомента

Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки» (Приложение)

- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….

 

В течение урока

 

Релаксация (под музыку звуков природы).

Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье сбережение учащихся и учителей.

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

 

Словесные поощрения детей

Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Ярко! Очень эффектно! Отлично! Очень точно! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!Я горжусь тобой! Огромный успех! Ты победитель! Поразительно! Ты хорошо постарался! Я восхищаюсь тобой! Ты делаешь большие успехи! Я уважаю тебя! Ты очень ответственный человек! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать! Великолепно!

Несравненно! Как умно! Ты – хороший друг! Сенсационно! Красота! Огромное достижение!

Ты быстро продвигаешься вперёд! Ты добился большого успеха! Тут мне без тебя не обойтись! С каждым днём у тебя получается всё лучше! Ты увлёк всех! Я знала, что ты сможешь это делать! Как умно! Какой ты внимательный! Ты – моя радость! Ещё лучше, чем прежде! Это как раз то, что нужно! Ты проявил талант!

 

Окончание урока

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.

 

«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»).

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.

Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)

Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)

Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

 

Горячее питание

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz