Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 03:52 |
МБОУ Ерофеевская ООШ | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
|
Психологическая атмосфера на урокеПсихологическая атмосфера на уроке: с чего начать и как поддержать В настоящее время в области педагогики и психологии много говорится о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Педагогическаяв школе осуществляться в разных формах, среди которых урок является основной формой обучения. И здесь зависит от учителя: насколько будет эффективным урок и процесс обучения в целом. Наличие или отсутствие благоприятного психологического климата оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учится, и в итоге - на его успеваемость.Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Благоприятная психологическая атмосфера урока необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде. Сегодня мы поговорим о том, как создать атмосферу доброжелательности и комфортаи как поддерживать в ее течение всего урока. Первое, о чем нужно помнить — это то, что мы воспринимаем мир при помощи чувств. Чувства – это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувства являются нашим эмоциональным откликом на внешние воздействия. Если учитель ведет себя беспристрастно, не проявляет своих эмоций, то на уроке устанавливается будничная, серая обстановка, которая снижает внимание детей, а значит и эффективность урока. К примеру монотонность речи, где отсутствуют эмоции может вызвать дремоту (мы видим фото, где депутаты на заседании Госдумы мирно дремлют в своих креслах. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношения, учащихся к учению. Под доброжелательной атмосферой Антон Семенович Макаренко подразумевал мажорный «стиль» и «тон» общения. Например, обращаясь у к учителям он говорит: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу вобью, вашу культуру, вашу личность». Он считал, что этому надо учиться. Овладеть культурой слова необходимое условие профессионального становления учителя. Российский ученый в области педагогики, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета говорит, что когда постоянно находиться в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, поучать, то нужно немалое мужество, чтобы сказать себе: «Этому мне надо научиться, а от этого надо себя отучить». Нужно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Он зависит от того как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет. Гуманность на современном уроке учитель может проявлять обращаясь с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщение, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в и жни. Учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение. Рассмотрим факторы, способствующие благоприятному психологическому климату на уроке:
Таким образом, благоприятный климат создается гуманным отношением учителя к ученику. Примеры положительных эмоциональных настроев на уроках Этап оргмомента Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки» (Приложение) - Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица). «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч: «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например: - За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.) - Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.) - Золотое колесо в синем небе? (Солнце.) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.) - Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.) - Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….
В течение урока
Релаксация (под музыку звуков природы). Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье сбережение учащихся и учителей. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
Словесные поощрения детей Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Ярко! Очень эффектно! Отлично! Очень точно! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!Я горжусь тобой! Огромный успех! Ты победитель! Поразительно! Ты хорошо постарался! Я восхищаюсь тобой! Ты делаешь большие успехи! Я уважаю тебя! Ты очень ответственный человек! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать! Великолепно! Несравненно! Как умно! Ты – хороший друг! Сенсационно! Красота! Огромное достижение! Ты быстро продвигаешься вперёд! Ты добился большого успеха! Тут мне без тебя не обойтись! С каждым днём у тебя получается всё лучше! Ты увлёк всех! Я знала, что ты сможешь это делать! Как умно! Какой ты внимательный! Ты – моя радость! Ещё лучше, чем прежде! Это как раз то, что нужно! Ты проявил талант!
Окончание урока Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.
«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»). - Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой. Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!) Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.) Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).) Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). (Яблоня, яблоки, листья, цветы.) Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. Рефлексия «Все в твоих руках». На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. - Большой – для меня было важным и интересным… - Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. - Средний – мне было трудно (мне не понравилось). - Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. - Мизинец – для меня было недостаточно… В конце урока вопрос учащимся: - За что бы вы себя могли похвалить?
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |